Инклюзивное образование, которое интенсивно входит в практику современной школы ставит перед ней много сложных вопросов и новых задач. Зарубежная практика инклюзии в образовании имеет богатый опыт и законодательное закрепление, в то время как российский опыт только начинает складываться и развиваться.. Согласно идеальным канонам, инклюзивное (включающее) образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным образовательным потребностям всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями Принцип инклюзивного образования состоит в том, что разнообразию потребностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья должна соответствовать такая образовательная среда, которая является наименее ограничивающей и наиболее включающей. Этот принцип означает, что: 1) все дети должны быть включены в образовательную и социальную жизнь школы по месту жительства; 2) задача инклюзивной школы - построить систему, удовлетворяющую потребности каждого; 3) в инклюзивных школах все дети, а не только дети с инвалидностью, обеспечиваются такой поддержкой, которая позволяет им быть успешным, ощущать безопасность и уместность. Включающее образование базируется на восьми принципах: · Ценность человека не зависит от его способностей и достижений · Каждый человек способен чувствовать и думать · Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным · Все люди нуждаются друг в друге · Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений · Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников · Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут · Разнообразие усиливает все стороны жизни человека Роль педагога Готовность педагогов к работе в условиях инклюзивного образования рассматривается авторами через 2 основных показателя: профессиональная готовность и психологическая готовность Структура профессиональной готовности в данном исследовании выглядит следующим образом: · - информационная готовность; · - владение педагогическими технологиями; · - знание основ психологии и коррекционной педагогики; · - знание индивидуальных отличий детей; · -готовность педагогов моделировать урок и использовать вариативность в процессе обучения; · - знание индивидуальных особенностей детей с различными нарушениями в развития; · - готовность к профессиональному взаимодействию и обучению. Структура психологической готовности: · - эмоциональное принятия детей с различными типами нарушений в развитии (принятие-отторжение) · -готовность включать детей с различными типами нарушений в деятельность на уроке (включение-изоляция) · - удовлетворенность собственной педагогической деятельностью Информационная осведомлённость учителя об основных положениях инклюзивного образования является основой для его профессиональной позиции По результатам социологических опросов необходимо систематическое обучение учителей инклюзивных классов и их знакомство с клинико-психолого-педагогическими характеристиками нарушений в развитии ученика В связи с этим, на этапе внедрения принципов инклюзии в общее образование, необходимо чётко описать категории детей, по отношению к которым целесообразно ставить вопрос об инклюзии в общеобразовательный процесс. Скорее всего, должна существовать инвариантность( независимость от каких либо условий) в определении того ребёнка, которому инклюзия будет полезна.
|