Каковы возрастные
особенности развития ребенка 6-7 лет?
В общении
Возникает новая форма –
внеситуативно-личностное, когда ребенок ориентируется на мир людей, осваивает
взаимосвязи в социальном мире, испытывает потребность в сравнении себя с
другими. Формируется достаточно сплоченное детское общество,увеличиваются
интенсивность и широта круга общения. Ребенок становится более самостоятельным
и независимым от взрослых, у него появляются элементы самостоятельного
представления о себе и своих действиях, он не принимает наверху оценки
взрослых. Самооценка детализируется, ребенок способен играть со сверстниками и
не ссориться.
В
области познавательного развития
Восприятие теряет глобальный
характер, становится более дифференцированным, проявляется внимание к признакам
и отдельным свойствам, благодаря слову появляются обобщающие категории. Память
становится произвольной и целенаправленной. Ребенок внимателен, собран. С
помощью речи ребенок начинает планировать и регулировать свои действия. Дети
этого возраста экспериментируют, пытаясь преобразовывать предметы и явления,
моделируют. Появляется словесно-логическое мышление. Формируется образ мира,
систематизируются знания о нем. Система знаний включает две зоны: зона
проверяемых стабильных знаний и зона догадок и гипотез. Ребенок учится активно
познавать мир. На данном этапе вопросы детей – показатель развития их мышления.
Основные
показатели физического развития
Протекают менее согласовано.
Улучшается подвижность, уравновешенность и устойчивость нервных процессов, при
этом дети быстро истощаются. Завершается процесс формирования грудной клетки,
устанавливается грудной тип дыхания, изменяется соотношение размеров головы и
туловища(приближается к взрослым показателям). Увеличивается длина верхних и
нижних конечностей, лучше развиты крупные мышцы, слабо-связочные отделы и
мелкие мышцы(основа для деформации позвоночника).
Двигательная активность более
целенаправленна и осмыслена. В движениях дети познают себя и свое тело,
совершенствование ранее приобретенных навыков. Скорость и гибкость представлены
лучше, чем сила и выносливость.
Ведущей деятельностью по-прежнему
остается игра. Сюжеты игр усложняются, сама игра приобретает творческий
характер. Развиваются режиссерские игры, игры – фантазии и игры с правилами,
дети охотно участвуют в дидактических играх, организованных взрослым.
Речь становится независимой от
ситуации общения, понятность смысла только на основе использования языковых
средств. С помощью речи дети этого возраста пытаются привлекать к себе
внимание, устанавливать контакты, используют речь для воздействия и взаимопонимания,
как средство фиксации знаний, средство познавательной активности, а также речь
выступает как объект познания. Употребляют глаголы настоящего и будущего
времени. Активно осваивается диалог. Зарождается монолог.
Ребенок 6-7 лет должен владеть
формой короткого рассказа. Наличие интереса к речи влияет на пополнения
словаря, освоение грамматической структуры речи, качественное совершенствование
(понимание антонимов, многозначных слов, сравнения, общее и особенное,
словообразование), чистоту произношения. Усваиваются способы построения
предложений.
Умения и навыки ребенка 6-7 лет
Выполняет элементарные логические
операции: классификация, соотношение «часть-целое», обобщение; владеет
обобщенными способами деятельности, способен находить разные варианты решений
одной задачи, использует символические средства познания мира, способен
планировать свои действия, учитывает позицию другого ребенка, проявляет
разнообразие познавательных интересов. Осознанно относится к эстетическому в
мире, знаком с множеством литературных произведений, может пересказать сказку,
прочитать стихотворение, имеет опыт художественной деятельности. Исполняет
простые песни, танцы, чувствует образ.
Практический психолог Скакунова Елена
Юрьевна