1. При любом наказании
ребенок должен быть уверен, что наказание справедливо, что его по-прежнему
любят, и даже будучи наказанным, он не остается без родительской любви.
2. При любом наказании
детей они не должны быть лишены удовлетворения их биологических и
физиологических потребностей.
3. Ребенок должен быть
информирован о том, за какие проступки последует наказание и в какой форме.
4. Наказание детей должно
носить временный характер. («Ты лишаешься возможности играть в компьютер ровно
на три дня»)
5. При наказании детей
следует избегать оскорблений и приклеивания «ярлыков». Конфронтируется только
поведение или конкретный поступок ребенка, а не его личность.
6. При наказании детей
исключено припоминание прежних проступков. Вы говорите с ними только о том, за
что он наказывается именно сейчас.
7. Наказание детей должно
быть последовательным, а не от случая к случаю.
Неприемлемые способы наказания
1.
Физическое наказание детей, приносящее вред их физическому здоровью (удары
по голове, нанесение тяжких увечий)
2.
Использование эпитетов и оскорблений по причинам, которые ребенок не может
исправить или опротестовать. «Ты весь пошел в отца», «Ты бестолочь и подонок,
из тебя никогда не вырастет нормального человека» и пр. Это приводит к тому,
что ребенок чувствует себя униженным, а не просто наказанным.
3.
Причинение ребенку таких душевных страданий, которые он действительно не
может вынести без ущерба для своей психики. Например, запирание ребенка,
боящегося темноты, в темной ванной.
1. Чем младше ребенок, тем более наглядным, ощутимым и
неотложным должно быть поощрение. У маленького ребенка плохо развито чувство времени.
Поэтому такая формулировка, как «если ты будешь всю неделю убирать за собой
игрушки, то в воскресенье мы пойдем с тобой в зоопарк» неприемлема. Ребенок
плохо понимает, что такое неделя.
2. Ему можно предложить увеличить время чтения сказки
на ночь, новую игрушку, о которой он действительно мечтал, но не имел
возможности ее получить в силу неправильно поведения, больший по времени
совместный досуг (игры).
3. Кроме того, можно повесить над его кроваткой
настенный календарь, и в конце каждого дня вместе с ребенком совместно
«выставлять оценку» за пройденный день, отмечая его определенным цветом:
красный – отлично, оранжевый – хорошо, желтый – средненько, а зеленый – плохо.