Беседа практического психолога с учениками
9-11 классов на тему:Профессиональная ориентация.
Выбор профессии определяет дальнейшую жизнь человека, и к этому вопросу
необходимо отнестись с особой серьезностью. Зачастую, школьники не задумываются
относительно своей будущей профессии, откладывая выбор «на потом». Это явление
обосновывается их незнанием либо неуверенностью в себе. Школа представляет
собой своего рода убежище, маленький мир, кроме которого ребенок еще ничего
другого не представляет.
В школьные годы мы еще просто не осознаем, что на смену урокам и
беззаботности придет время важных самостоятельных решений,
ответственности.
Но чем ближе выпускной, тем явственнее встает вопрос: «А куда дальше?».
Главная проблема состоит в том, что не всегда удается выбрать именно ту
профессию, которая была бы любима. Как сами выпускники, так и их родители
стараются найти оптимальный вариант.
Ошибка будет стоить очень дорого, ведь решается будущее ребенка.
Чаще всего решение подвергается непонятным никому критериям выбора. К ним можно
отнести расстояние, блат. Так, многие стараются выбрать именно тот ВУЗ, который
расположен ближе всего от дома, или же тот, в котором когда-то учились
родственники либо же сами родители будущего абитуриента.
В наше время широко распространено ошибочное мнение о том, что главнее не само
направление образования, а присутствие у человека так называемой «корочки».
Поэтому случается так, что ребенка отдают только во имя получения
диплома.
В жизни большинства
взрослых людей профессия играет значительную роль. Профессия позволяет не
только существовать в экономических условиях государства, но также дает
возможность важных социальных контактов и часто является существенным
источником личностного саморазвития. Большое значение в профессиональной
деятельности имеет выбор профессии, а, следовательно, и успешный жизненный
выбор.
Социально-экономические условия жизни
общества диктуют свои требования к профессиональной подготовке молодых людей.
Мир стал более подвижным, а значит, более неустойчивым. Человек должен обладать
гибкостью, выносливостью, чтобы не только выжить, но и достойно жить, принося
при этом пользу обществу. Молодому человеку легко потеряться в мире
существующих профессий, возможностей, ценностей. Юношам и девушкам нужна помощь
для того, чтобы найти свой путь, сведя при этом количество ошибок к минимуму.
Ошибка человека при выборе профессии – это ошибка в
выборе стиля жизни, последствиями которой могут стать нарушенное физическое и
психическое здоровье, общая неудовлетворенность, снижение энергетического
тонуса. Для государства – это дополнительные материальные затраты на обучение,
переобучение, лечение, ущерб от ошибок и снижение производительности и
эффективности труда. С другой стороны, человек, совершивший ошибку в выборе
профессии первоначально, может исправить ее в любой период своей жизни. Для
этого он должен быть готов к постоянному образованию, саморазвитию и
самореализации.
Актуальность проблемы состоит в том, что в настоящее время большинство
выпускников базовой и средней школы оказываются неготовыми к осуществлению
осознанного выбора профессии.
Выбор профессии сопровождается трудностями психологического характера. Человек
не готов к этому выбору, если у него:
1) недостаточно сформирована временная перспектива;
2) представление о себе, своих способностях, возможностях, интересах и
склонностях характеризуется неадекватностью, неустойчивостью;
3) не развита способность делать осознанный выбор и брать на себя
ответственность за него;
4) нет четких представлений о трудностях при выборе профессии и способах их
преодоления;
5) отсутствуют знания о мире профессий и требованиях, которые предъявляет
профессия к человеку;
6) недостаточно сформированы навыки целеполагания.
Современному
старшекласснику при выборе профессии необходимо учитывать следующие моменты:
- Динамичность мира профессий.
Ежегодно появляются сотни новых профессий. Вместе
с тем многие профессии «живут» сегодня не больше десятка лет, а затем либо
«умирают», либо меняются до неузнаваемости.
-Не так давно, человеку было достаточно иметь
только одну профессию. Сейчас нужно стремиться к овладению не одной, а
несколькими смежными профессиями.
-Выпускнику школы надо быть готовым к тому, что
знаний и умений, полученных при обучении, не хватит на весь период трудовой
жизни. Человеку в течение жизни предстоит постоянно совершенствоваться в
профессии, не раз придется переучиваться, заниматься самообразованием,
психологически готовиться к иному виду профессиональной деятельности, к
освоению новой профессии.
|